Глава 3

ДЕНЬ, КОТОРЫЙ НУЖНО ПОМНИТЬ

Давайте перенесемся примерно на две тысячи лет назад в небольшую палестинскую деревушку Назарет. Середина недели. Мы идем по узкой булыжной мостовой, мимо открытых маленьких лавок и мастерских, в которых трудятся ремесленники. Атмосфера неторопливости и спокойствия, свойственная Востоку, царит в городе.

Вдруг нам попадается мастерская, которая отли­чается от других. Она свеже побелена, а улица веред домом тщательно подметена. Здесь работает плотник — сильный, рослый человек, а рядом — его юный помощник, которому на вид можно дать лет восемнадцать.

Юноша тщательно подбирает материал для какой-то детали. На секунду он останавливается и вытирает лоб. Когда он поворачивается, то мы видим, что это не просто плотник, а Царь, — ведь Он не кто иной, как Князь неба. Царь Иисус, Который пришел, чтобы разделить Свою судьбу с бедняками, жить и трудиться среди людей, и умереть за нас.

Мы спешим. Но мы обязательно вернемся, потому что эта мастерская обладает удивительной притягательной силой. Мы вернемся в четверг. Мы придем снова в пят­ницу. Мы придем в субботу.

Но в субботу мастерская закрыта. Инструмент акку­ратно сложен, стружка убрана. Тихо. Мы замечаем, что народ идет к зданию в центре деревни. Мы решили тоже пойти туда. Входим, занимаем места в последнем ряду — свободных мест почти нет.

Несколько секунд ожидания, а затем, к нашему удив­лению, перед собравшимися появляется Сын плотника, раскрывает свиток и начинает читать. Сами ли мы при­думали все это? Нет. В Евангелии от Луки сказано: «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обык­новению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лук. 4:16).

Кого мы видим? Исполняющего традиции Своего вре­мени, традиции только Своего поколения? Или мы ви­дим Того, Кто является примером, следовать которому должны христиане всех поколений?

А может это молодой иудейский плотник, нимало не задумываясь, соблюдающий обычаи Своего времени? Или это Создатель, отдыхающий в день, который Он Сам предназначил для человечества?

Какова истина об Иисусе и субботе? Почему в вопро­се относительно дня Господня столько путаницы? Име­ет ли в самом деле значение, какой день недели мы соб­людаем как субботу? Может быть любой день — будь то пятница, суббота или воскресенье — одинаково приемлем для Бога?

Позвольте поделиться с вами личным опытом, кото­рый явился для меня хорошим уроком. Однажды, когда я учился в колледже, мне пришлось ехать по шоссе из Детройта в Нью-Йорк. Я проехал Толедо и Кливленд и уже приближался к Питсбургу. Свой маршрут я знал — через Филадельфию в Нью-Йорк. И никто не мог бы пе­реубедить меня, что я еду в другую сторону.

И знаете, что произошло? Навстречу мне ехал пере­полненный автобус из Грейхаунда, на котором было на­писано «Нью-Йорк».

Меня это насторожило: или водитель автобуса что-то перепутал или я ошибся. И вдруг я понял, что не знаю куда ехать. Я свернул к станции технического обслужи­вания и спросил, указывая в направлении своего движе­ния: «Разве это шоссе не в Нью-Йорк?»


 «Да, — ответил механик, — но это добрых 37 тыс. км, И дорога не очень хорошая. Если вы действительно хотите попасть в Нью-Йорк, то лучше повернуть обратно и ехать другой дорогой».

Удивительно! Я ехал в обратном направлении, сам того не осознавая.

Скажите друзья, может ли быть такое, чтобы субботу изменили, а мы об этом не знали? Позвольте еще раз спросить вас: имеет ли какое-нибудь значение — какой день мы соблюдаем, как субботу? Может быть, любой день приемлем Богу?

Почему бы нам не обратиться за ответом к Богу? Три текста помогут найти его. В Новом Завете в книге От­кровения читаем: «Я был в духе в день Господень и слы­шал позади себя громкий голос, как бы трубный» («в день Господень» — именно так написано в оригинале, н русской же Библии переведено, к сожалению, не точно: «в день воскресный», — прим. ред.) (Откр. 1:10). Конеч­но, этот стих говорит нам не очень много. Это простая констатация факта: Иоанн, ученик Христа, в этот день находился под влиянием Духа Святого в день Господень.

Но одно мы узнаем из этого текста совершенно точ­но — у Господа есть Его день. Здесь не говорится, какой именно день недели есть день Господень. Мы узнаем только то, что Бог особенным образом выделил один день из всех остальных. Поэтому Богу небезразлично, какой именно день недели из семи мы соблюдаем как субботу. Итак, Библия говорит об определенном дне Господнем.

Какой же это день? Ответ в следующем тексте: «Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Матф. 12.8).

Это становится интересным. Выше мы заметили, что у Господа есть день, который Он называет Своим. А в этом стихе говорится что Иисус «господин» субботы? Итак в соответствии со словами Христа, суббота — это день Господа.

Но какой же день из семи является библейской суб­ботой? Обратимся к третьему тексту. Вы, конечно, сразу узнаете одну из десяти заповедей: «Помни день .суббот­ний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай вся­кие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему...» (Исх. 20:8—10).

Вот он ответ, заключенный в одном предложении: у Господа есть день, этот день — суббота; суббота — это


седьмой день. Этот день настолько важен для Господа, что Он сделал его одной из десяти заповедей.

Итак, когда в субботу Иисус пошел в синагогу и стал читать, был ли Он тогда лишь простым плотником, не­уклонно следовавшим традиции? Или это был наш Тво­рец, отдыхавший в день, который Сам создал?

Знаете ли вы, что субботу учредил Сам Иисус? Биб­лия говорит, что Он наш Создатель. В Евангелии от Ио­анна читаем: «В мире был, а мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» (Иоан. 1—10).

Итак, мир был создан через Него. Им Самим. О ком здесь речь? Стих 1-й говорит: «В начале было Слово, и Слово было Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1:1), а стих 14-й утверждает: «И Слово стало плотню и обитало с на­ми, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца».

Слово Бога, в котором была жизнь, могло быть толь­ко словом Иисуса Христа, и ничем другим. Задолго до Своего рождения в Вифлееме Он создал этот мир и седь­мой день выделили из всех дней. Христос, страдающий на Голгофе, — Творец из книги Бытия и Он же Господин субботы. Отрицать одно — значит отрицать и другое.

Из этого видно, что вопрос о субботе — это нечто большее, чем просто спор о дне. Это не просто некий не­существенный пережиток далекого прошлого. Это ново­заветный день, день Господа нашего Иисуса Христа. Жи­вя на земле, Христос с верой соблюдал субботу.

Разве это удивляет вас? Разве что-то заставляло вас думать, что Иисус почти не придавал значения субботе?

На страницах Евангелия рассказывается о том, как разразилась дискуссия об Иисусе и субботе. Широко распространенные традиции и обычаи «сковали» субботу узкими рамками строгих и обременительных законов и правил, которые Иисус не принимал. Поведение Иисуса 6 субботу привело к столкновению с существовавшими религиозными правилами. Вот как описывает это Марк: «И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его субботу, чтобы обвинить Его» (Марк. 3:1—2).

Иисус мог бы избежать дискуссии о субботе. Но Он не мог упустить возможность явить Свою созидательную силу, сотворившую мир. Он хотел, чтобы присутствую­щие обрели веру в Его божественность ради собственно­го спасения.

Представьте, как Иисус поступил в данном случае: «Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. И им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погу­бить? Но они молчали.

И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою.

Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. фарисеи, вышедши, немедленно составили с ироднанами совещание против Него, как бы погубить Его» (Марк, 3:1-6).

Иисус неоднократно рисковал Своей жизнью, чтобы явить ту созидательную силу, которую увековечивает суббота. Идя на конфликт с религиозными традициями, Иисус учил, что истина о субботе — вопрос жизни и смерти. Вот почему так важно правильное понимание субботнего покоя. Наивысшей точкой спора, который был открыто принят Иисусом, явился крест. Вот как важна была для Иисуса суббота.


Иногда сила убеждений вождя определяется поведе­нием его последователей. Давайте, поэтому обратимся к заключительному моменту земного служения Христа, к той трагической пятнице распятия. Понаблюдаем за Его учениками. День близится к закату. Их Господь по­ложен в гроб, приближается суббота.

Несомненно, в прошлом ученики Христа прилежно соблюдали заповедь о субботе, но что будут делать они теперь? В этот день все их надежды рухнули. Невозмож­но описать всю глубину их отчаяния. Вряд ли стоит гово­рить о том, что упавшие духом люди часто становятся неосторожными и легкомысленными, — их, как правило, чувство опасности притупляется. И если когда-нибудь ученики Христа и были искушаемы отказаться от святого дня, так это было именно в тот момент.

Да, если бы Христос допустил бы что-либо такое, что свидетельствовало бы о Его небрежном отношении к суб­боте, то это проявилось бы в поведении Его учеников. Но давайте прочитаем, что же произошло в тот день: «Тогда некто, именем Иосиф, член совета... ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил Тела Иису­сова; и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был по­ложен.

День тот был пятница, и наступала суббота.

Последовали также и женщины, пришедшие с Иису­сом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось Тело Его; возвратившись же приготовили благовония и мас­ти; и в субботу остались в покое по заповеди.

В первый же день недели, очень рано, неся приготов­ленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие» (Лук. 23:50; 24:1).

Из этого отрывка мы можем заключить, что благого­вение учеников перед субботой есть отражение благо­говения их перед Господом. Если бы у Иисуса были ка­кие-либо сомнения о значимости субботы, то Ему вряд ли бы удалось передать такое трепетное отношение к ней Своим ученикам. И то, что Он делал, и то, чему учил, свидетельствует только о почитании того дня. Господи­ном которого Он провозгласил Себя. И ни о чем другом.

Вероятно, вас интересует, откуда мы можем знать, какой именно день недели по счету седьмой соблюдал Иисус и Его ученики. Однажды я задал такой вопрос слу­шателям. «Откуда мы знаем, что наша сегодняшняя суб­бота — это седьмой день той эпохи, когда жил Христос? Я остановился, чтобы передохнуть, и во время паузы кто-то воскликнул так, что все услышали: «Именно я и хотел это узнать!»

Возможно, вы удивитесь, но Библия отождествляет субботу. Три следующих друг за другом дня определя­ются так: «день приготовления», суббота по заповеди и первый день недели. Два из них — «день приготовления» и «суббота по заповеди» — имеют священные названия, а третий, имеет обычное определение — «первый день неде­ли». Эти три дня суть: день распятия, день, когда Иисус покоился во гробе и, наконец, день, когда Он воскрес.


Библия говорит, что Иисус умер, а затем, на третий день воскрес.

Из всех истин самой неоспоримой богословы считаю! то, что Иисус был распят в день, который сегодня мы на­зываем «страстная пятница», а воскрес в пасхальное воскресенье. Суббота по заповеди—день между пятни­цей и воскресеньем. Что может быть проще?

Но, может быть спустя столетия дни сдвинулись со своего места? Можно ли быть абсолютно уверенным в том, что седьмой день — суббота времен Христа,—ос­тается тем же самым седьмым днем и в наше время?

Поразительным фактом, подтверждающим, что сегод­няшняя суббота, — это библейская суббота, является свидетельство: что на более чем 100 языках седьмой день называется «суббота». Название седьмого дня с древне­еврейского языка переведено на русский словом «суббо­та». То же самое относится и к национальному языку Ин­дии хинди.

Все эти языки мира подтверждают, что календарные изменения никак не изменили недельный цикл. Библей­ская суббота — это все тот же седьмой день, наша суб­бота, особый день Господа нашего Иисуса Христа.

Вот мы и подошли к очень серьезному вопросу. Если Библия так ясно и определенно учит нас, что седьмой день — это суббота, день Господа нашего Иисуса Хри­ста, то как случилось, что большинство христиан соблю­дают первый день недели?

Кто поменял субботу на воскресенье?

В следующих главах мы увидим, что же произошло с того дня, как Он умер. А сейчас давайте подведем итог того, что мы узнали. Вероятно, многие из вас впервые на­чали постигать истину о седьмом дне — субботе, и у вас, видимо, есть множество вопросов.

Но одно совершенно ясно: если мы искренне любим Иисуса, мы примем каждый луч света, который Он по­шлет нам, не так ли? И мы примем Его руку, когда Он в Своем Слове поведет нас, призывая: «Следуйте за Мной». Следовать Христу. Разве это не испытание наше­го Христианства?